Россия «забила» на трансграничное уклонение от налогов

Россия "забила" на трансграничное уклонение от налогов

Поделиться новостью

Россия "забила" на трансграничное уклонение от налогов
19.08.2017

19 августа истекает срок представления отзывов, предложений и замечаний по законопроекту «О внесении изменений в Налоговый кодекс», регламентирующему присоединение России к международному автоматическому обмену информацией о счетах налоговых резидентов одних стран, открытых в финансовых учреждениях других. Об этом свидетельствует информация в карточке законопроекта на сайте Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы.

Теперь от рассмотрения в нижней палате парламента этот законопроект отделяют лишь оставшиеся дни депутатских летних каникул и необходимость назначить дату рассмотрения поправок. Однако, как опасаются участники рынка, даже если это будет сделано крайне оперативно, полноценно присоединиться к международному обмену информацией Россия с большой долей вероятности не успеет.

Такие опасения, в частности, высказали в компаниях EY, Dentons, а также в Ассоциации российских банков (АРБ). Основаны они на том, что до вступления в силу законопроект должен быть рассмотрен в трех чтениях и подписан президентом РФ. Вдобавок законопроектом предусмотрено принятие подзаконных актов: постановлений правительства и приказов ФНС.

Только после этого российские финансовые организации, обязываемые предоставлять российским налоговикам информацию о счетах нерезидентов в России, необходимую для международного обмена, будут располагать информацией, какие данные, кому и о ком нужно собирать и передавать в ФНС. И только после этого они смогут перенастроить свое программное обеспечение и начать исполнять новые обязанности, указывают собеседники РБК из EY, Dentons и АРБ.

По их оценкам, это произойдет не ранее 2019 года, в то время как в соответствии со взятым на себя обязательством России необходимо предоставить информацию по налогоплательщикам в иностранные юрисдикции до 30 сентября 2018 года. ​«Автоматический обмен налоговой информацией начиная с 2019 года (за 2018 год) представляется наиболее реалистичным сценарием», — выразил общее мнение партнер EY Иван Сычев.

История вопроса

Теме присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов несколько лет.

1 июля 2015 года для Российской Федерации вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам и, как следствие, появилась возможность обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств.

В соответствии с конвенцией автоматический обмен информацией (передача ключевой информации о налогоплательщике от юрисдикции, являющейся источником дохода, в адрес юрисдикции его резидентства) возможен на основании соглашений.

В мае 2016 года Россия подписала такое многостороннее соглашение и одновременно приняла Единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information) ОЭСР. Он предполагает, что финансовые институты предоставляют информацию о финансовых счетах нерезидентов налоговому органу своей страны, а тот передает данные налоговикам присоединившихся стран (по состоянию на июнь 2017 года их более ста), и наоборот.

К таким финансовым институтам законопроект относит банки, небанковские кредитные организации, страховщиков, профучастников фондового рынка, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и другие компании и структуры без образования юрлица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и осуществления иных сделок.

Глобальный обмен финансовой информацией будет проходить в два этапа в зависимости от юрисдикции: первый (для стран, которые принимали непосредственное участие в разработке соглашения и стандартов) завершился 30 сентября 2017 года, второй (в который попала Россия) запланирован к завершению 30 сентября 2018 года.

Давние страхи

Беспокойство участники рынка проявляют не только на словах.

Национальный совет финансового рынка (НСФР) обращался в Минфин с запросом о сроках принятия поправок в НК РФ и соответствующих подзаконных актов (письмо НСФР в Минфин России от 17.03.2017 №НСФР-01/1-118). В своем ответе на то письмо Минфин указывал, что внесение законопроекта планируется в первом полугодии 2017 года (письмо Минфина России от 13.04.2017 № 03-12-11/22095). Однако этого в обозначенные сроки так и не произошло.

В июне 2017 года НСФР повторно обратился к министерству с просьбой внести законопроект в Госдуму для его скорейшего принятия и «создания правовой основы для формирования в кредитных организациях всех необходимых условий для надлежащего исполнения требований международных соглашений» (письмо НСФР в Минфин России от 21.06.2017 №НСФР-01/1-271). И в конце июля законопроект был внесен.

Позиция ФНС

В ФНС в ответ на запрос РБК о причинах промедления сообщили: «Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и учетом широкого обсуждения в профессиональном сообществе».

В налоговом ведомстве заверили, что до вступления в силу соответствующих правовых норм у организаций финансового рынка не возникает никаких рисков их неисполнения.

ФНС России и Минфин России на постоянной основе обсуждают с Глобальным форумом ОЭСР по прозрачности и обмену информацией ход реализации во всех странах — участницах законодательных и административных правил, необходимых для присоединения к международному стандарту обмена, добавили в ФНС.

Мнение рынка

Участники финансового рынка не столь оптимистичны.Чем позже законопроект будет принят и обретет силу закона, тем меньше времени у финорганизаций останется на подготовку внутренних систем и регламентов по идентификации клиентов, отмечает Иван Сычев из EY. «Законопроект не содержит каких-либо положений в части идентификации клиентов, существующих у организации финансового рынка на 1 января 2018 года. Их идентификация, как правило, требует существенно больше времени по сравнению с обработкой вновь пришедших клиентов», — указывает он.

Участники финансового рынка могут не успеть корректно классифицировать нерезидентов до сентября 2018 года, согласен руководитель международной консалтинговой компании Fincastle Никита Хлопотин. «В первую очередь по причине отсутствия в клиентских анкетах налогового номера (Taxpayer Identification Number — TIN), — поясняет он. — Сейчас идентификация иностранных граждан осуществляется по имени, фамилии, адресу регистрации и идентификационному номеру паспорта, причем во всех странах разная система ID. Проблема заключается в том, что именно налоговый номер позволяет точно идентифицировать налоговое резидентство. Пока TIN не стал обязательной частью анкеты клиента, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных актах, идентификация иностранных граждан в автоматическом режиме не представляется возможной».

После подготовки соответствующей базы финорганизациям необходимо будет уведомить всех нерезидентов о новых требованиях регулятора и произвести повторное анкетирование или re-papering, на что потребуется минимум год, считает Хлопотин.

Проблемы налоговиков

Далее трудности ожидают уже самих российских налоговиков, отмечают эксперты.

«Поскольку в странах Европы свободная трудовая миграция — человек может являться гражданином одного государства, но жить и платить налоги в другом, перед Россией встает вопрос, в какую именно страну направлять финансовую информацию по такому клиенту», — рассуждает Хлопотин.

Сложность заключается еще и в том, что, для того чтобы обмен заработал на практике, России, кроме уже заключенного многостороннего соглашения, необходимо заключить еще и двустороннее соглашение с каждой страной, с которой мы собираемся обмениваться информацией, предварительно выработав текст такого соглашения, который должен быть утвержден на государственном уровне в каждой стране, добавляет руководитель практики «международное право и налоги» «Лемчик, Крупский и Партнеры» Яна Семиняка.

«Как показывает практика, с момента подготовки финального текста двустороннего соглашения, подписанного странами в лице правительств, до вступления его в силу проходит минимум год. Поэтому можно сказать, что история с имплементацией CRS только начинается и неизвестно, сколько пройдет времени, когда обмен заработает между всеми странами», — резюмирует она.

«В рамках этих двусторонних соглашений должен быть определен порядок обмена информацией между налоговиками соответствующих стран, обеспечивающий автоматизированную передачу конфиденциальных сведений по безопасным каналам связи. А для этого должен быть объявлен и проведен государственный тендер на программное обеспечения для осуществления этого обмена, что также возможно только после вступления в силу закона, после чего это обеспечение нужно будет еще и разработать, что также требует времени», — добавляет Хлопотин.

Кому аукнется

Интересно, что хотя тревогу поднимают участники финансового рынка, наибольшие проблемы в результате опоздания с присоединением к международному обмену информацией могут быть в первую очередь у Российского государства, считают некоторые эксперты.

По оценкам советника российской налоговой и таможенной практики в московском офисе Dentons Игоря Шикова, именно Россия как страна в наибольшей степени заинтересована в этом обмене. «Это связано с тем, что российские налоговые резиденты гораздо более активно используют счета и компании в зарубежных юрисдикциях, нежели западные налогоплательщики. Следовательно, задержка в реализац​ии мер по внедрению автоматического обмена идет во вред в первую очередь процессу российского налогового администрирования, поскольку обмен информацией предполагает взаимность. Не будем поставлять информацию мы другим странам, не будет данных и у нас от них», — поясняет он.

Впрочем, даже если опоздание и произойдет, ничто не мешает России подключиться позже, когда все будет готово, говорит вице-президент ФБК Алексей Терехов. Более того, он считает, что «если скорейшее разрешение ситуации не простимулируют российские власти — что вполне возможно — экономические стимулы могут быть применены другими участниками этого обмена». «Например, для финансовых посредников могут быть введены санкции за непредоставление информации о налоговых нерезидентах, как это сделано, в частности, при обмене такой информацией с американской налоговой службой, IRS, — рассуждает Терехов. — 30% с оборота по операциям с неидентифицированным налоговым нерезидентом платить не захочет ни один финансовый посредник, а у крупнейших из них — российских госбанков — достаточно ресурсов, чтобы пролоббировать ускорение процесса».

Подробнее на РБК:

http://www.rbc.ru/finances/18/08/2017/5996cf4d9a7947873f966803

Фотография

Россия "забила" на трансграничное уклонение от налогов

Россия "забила" на трансграничное уклонение от налогов

Добавить комментарий

*

четырнадцать − десять =